Историческая картина — один из самых серьезных жанров живописи. Перед художником стоят сразу три задачи — пробудить чувства, не исказить событие и донести до зрителя собственное понимание происходившего. Это и самый мощный по своим эмоциональным возможностям жанр, ибо картина являет собой визуальный текст, а не только иллюстрацию.

Посольский Мамай. Историческая живопись художника Виктора Маторина
«Хан Мамай», холст, масло, 160×140 см, 2004 г.

Виктор Маторин — молодой художник-реалист, выпускник Российской академии живописи, ваяния и зодчества, нашел себя в жанре исторической живописи. Убедиться в этом мог любой, пришедший на ноябрьскую выставку Маторина и его коллег по цеху в школу акварели Сергея Андрияки. Виктор убежден: мы живем в эпоху, когда отсутствует национальный герой. И именно здесь художнику есть, что сказать зрителю.

«В своих картинах я хочу показать дух, русский дух, спеть гимн русскому народу. Я не изображаю, но прославляю», — говорит Маторин.

Посольский Мамай. Историческая живопись художника Виктора Маторина
Этюд «Урал», холст, масло, 20×27 см, 1996 г.

Художника нельзя не упрекнуть в тематической несвоевременности. Сюжеты картин далеко не злободневны. Маторин в первую очередь обращается к истории русского Средневековья, в которой видит «невероятный духовный подъем». Впрочем, сегодняшняя реалистическая живопись — не столько продукт времени и общественного настроения, не так обличительна и социально востребована, как было во времена «передвижников». Скорее историческая картина — дань прошлому и возможность пробудить интерес соотечественников к истории собственной страны.

Посольский Мамай. Историческая живопись художника Виктора Маторина
«Семь хлебов», холст, масло, 103×200 см, 2004 г.

Здесь важно все, каждая деталь. Даже поиск моделей для Маторина превращается в нелегкую задачу. Необходимо не только историческое соответствие, но и внутреннее содержание образа, близкое общей идее художника.

Самый яркий персонаж и вместе с тем неожиданный образ в цикле «Куликовская битва» — хан Мамай. Маторин искал своего Мамая напряженно и долго. Нашел в монгольском посольстве среди охранников. «У него голова с ведро, фактура потрясающая и мощный он, невероятно», — говорит художник о своей модели. Именно такими могучими, достойными противниками видит Маторин татар, обрушившихся на русское воинство. Не плюгавые гномы, какими их нередко изображали наши художники-иллюстраторы... Противопоставлен Мамаю Дмитрий Донской, о котором художник знает не меньше любого историка-медиевиста. Однако в изображении святого гораздо больше от иконописного образа, чем от модели. «Я смотрел Святого Дмитрия Донского в Архангельском соборе в Кремле. Специально ходил и смотрел», — говорит Маторин. Но подчеркивает, что в своем полотне расставил иные акценты и ударения. Не претендуя на икону, создал в первую очередь историческую картину.

Посольский Мамай. Историческая живопись художника Виктора Маторина
Благоверный Великий Московский князь Дмитрий Донской«, холст, масло, 145×130 см, 2002 г.
Посольский Мамай. Историческая живопись художника Виктора Маторина
«Боброк Волынский», холст, масло, 108×130 см, 2004 г.
Посольский Мамай. Историческая живопись художника Виктора Маторина
«Задонщина», холст, масло, 106×120 см, 2004 г.
Посольский Мамай. Историческая живопись художника Виктора Маторина
Этюд к картине «Казнь Пугачева», холст, масло, 30×20 см, 2000 г.
Посольский Мамай. Историческая живопись художника Виктора Маторина
«Казнь Пугачева (Прости народ православный)», холст, масло, 221×300 см, 2000 г.

0
0
Сохранить
Поделиться: