В священном Писании Ветхого Завета появляется важное слово — «спаситель». Первоначально так называют народных вождей, которые, по воле Божией, избавляют народ от врагов и притеснителей. Но постепенно это слово наполняется другим смыслом — подлинный Спаситель, Спаситель в абсолютном смысле — Бог. Именно Он спасает народ, именно благодаря Ему сыны Израилевы не исчезли с лица земли. Со временем углубляется и понятие «спасения» — это не просто избавление от конкретной беды, нашествия иноплеменных или еще чего-нибудь подобного. Это спасение от зла и греха вообще, явление того Царства, где правит сам Бог. Это спасение охватит не только Израиль, но, через него, и все народы земли.

Библейские пророки — особенно Исайя — по вдохновению Святого Духа прозревают грядущее Царство — Царство бесконечного мира, любви и радости. Вся Библия — и, благодаря ей, вся христианская цивилизация — пронизана этой надеждой. Даже светские, даже антихристианские идеологии, искавшие «светлого будущего» брали это ожидание из пророческих книг Библии.

Ожидание Мессии
Пророк Исаия. Икона XVI века

Пророк связывают наступление этого Царства с таинственной фигурой Мессии — буквально «помазанника». Помазание священным елеем — обряд, который через который человек поставлялся на какое-то очень важное служение — царя или пророка. И вот пророки предвещают Мессию, Помазанника с большой буквы, того, кто принесет окончательное спасение от сил греха и зла. Установится вечный мир между народами:

«И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:4).

Под властью Мессии установится Царство, где даже хищные звери и ядовитые змеи не будут ни на кого нападать:

«И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, — и покой его будет слава» (Ис. 11:1-10).

Языческие народы обратятся к истинному Богу, и даже сама смерть будет уничтожена:

«И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь. И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (Ис. 25:6-9)

Эти невероятно радостные, торжествующие строки соседствуют с совсем другими — об унижении, страдании и смерти. Хотя люди, естественно, обращали (и обращают сейчас) на них меньше внимания, они указывают на Мессию не как на торжествующего Царя, а как на безвинного страдальца. Самым известным отрывком является знаменитая 53 глава Пророка Исайи: «Как многие изумлялись, [смотря] на Тебя, — столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих! Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали… Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис. 52:14,15, 53:1-12).

В другом месте Пророк говорит от лица страдающего Мессии — «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде. Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне» (Ис. 50:6-8).

Во многих псалмах к Богу взывает гонимый Праведник, смерть которого иногда видится с жуткими подробностями:

«Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (Пс. 21:15-19).

Люди Ветхого Завета пребывали в ожидании Мессии — таинственного избавителя, о котором речь идет в пророчествах. И Новый Завет рассказывает о том, как Он пришел.

Источник фото: www.ruicon.ru

0
0
Сохранить
Поделиться: