Центр Москвы, машины, люди, много людей и машин. И, оказывается, так здорово из городской суеты вдруг попасть в уютную тишину небольших волжских городков — на выставке Константина Сутягина и Светланы Сутягиной,  которая прошла в московской галерее «Экспо–88».

Название выставки — «Русский Нил» — «подсказал» Василий Розанов. Художники приводят высказывание из его одноименной книги: «Все на Волге, и сама Волга точно не движется; не суетится, а только «дышит» ровным, хорошим, вековым дыханием...».

Когда можно подглядывать в окно

Экспозиция — результат путешествия художников по Волге. Они останавливались в городах и городках и — работали. Можно узнать Тутаев, Кимры… И у зрителей была возможность увидеть жизнь  на волжских берегах глазами живописцев.

В работах  Константина Сутягина  конкретные места русской провинции отражены эмоционально и фактически точно. Но у зрителя происходит и какое-то внутреннее узнавание, возникает воспоминание о чем-то давно забытом, может быть, уходящем в детство, а может быть — и в детские сны.

Когда можно подглядывать в окно

В картине «Хлеб привезли» — белый снег, светлое небо  и — радость, которую, кажется, испытываешь только в детстве. Радость, которую не нужно получать специально: ее несет окружающий мир, во всей его бытовой простоте и бытийной сложности.

Смотришь — и в памяти  вдруг всплывает что-то дорогое, неожиданно-яркое. А ведь сюжетно вроде бы все на картине просто: улица, двухэтажные домики, машина, разгружающая хлеб, идущие мимо люди, мама с малышом. Художник словно протягивает тебя в твое же прошлое, возможно, внешне никак не связанное с изображаемым, как перевозчик протягивает из лодки ребенка отцу в картине «Лед. Переправа».

Константин Сутягин говорит, что нам в жизни очень не хватает подлинности. Но ее все–таки можно найти, если постараться.

— В провинции остался красивый живой труд, — говорит художник. — В Москве такого не увидишь. А в том же Тутаеве засмотришься, как красиво работает перевозчик на лодке. Никаких лишних движений. Или как точны и изящны движения у женщины, несущей воду…

Когда можно подглядывать в окно

Стремлением к подлинности обосновывает художник и то, что он работает иногда на досках. По его словам, порой он сначала видит, что УЖЕ есть на той или иной доске, а потом, легкими мазками, позволяет разглядеть это и нам, не таким внимательным. На картине «Первый снег» (тоже написанной на доске) звезды — самые обычные шляпки гвоздей. Художник не делает ничего просто так, ради непонятной «оригинальности», которая нередко так утомляет в современном искусстве. В его работах каждый шаг, каждый момент  внутренне глубоко обоснован.

Из Камышина привез художник верхнюю часть наличника. Вновь  подлинность, теперь — предметов. И эта часть стала элементом картины «Вечер на Волге». Получилось красивое окно, через которое мы, зрители, заглядываем в вечерний волжский городок, очень синий, таинственно-уютный, где гуляют влюбленные, где бабушка с внучкой развешивают белье, где золотым согревающим светом горят окно дома и купол не очень далекой церкви.

Когда можно подглядывать в окно

В творчестве  Константина и Светланы Сутягиных есть нечто объединяющее. Они смотрят в одну сторону, но все-таки — по-разному. Светлана воспринимает и передает окружающий мир более мягко. Ей комфортно в мире одно-двухэтажных домиков, в котором тоже присутствует то самое настоящее, чего нам так не хватает («Кимры. Заречье», «Утро. Тутаев», «После дождя»). Внимательный живой взгляд художницы точно фиксирует действительность, но в поэтическом, даже надбытовом аспекте.

СПРАВКА:

Константин Сутягин родился в  Уфе 3 января 1964 года. В 1986 году окончил МВТУ им. Баумана. Начал художественную выставочную деятельность в 1988 г. С 1994 года член Московского Союза художников. С 1991 — член Международной ассоциации художников и искусствоведов. В выставках участвует с 1988 года. Живет и работает в Москве.

Светлана Сутягина. Родилась в 1967 году в Коврове. Училась рисунку и живописи в «Изостудии 46» у Евгения Стасенко.

В 1991 году окончила Московский полиграфический институт.

0
0
Сохранить
Поделиться: