Слово «апокалипсис» часто употребляется как синоним кошмарной катастрофы вселенского масштаба. И ужас её заключается не только в страшных бедствиях и мучениях, которые обрушиваются на людей, но еще и в их полной беспросветности. Хуже этого ничего быть не может потому, что после нее, случись она на деле, вообще уже ничего не будет.

Наступит конец человечества, конец мира, конец всего. И, в принципе, это логично для секуляризованной культуры, которая отвергла веру в сотворение этого мира Богом, а значит — и в возможность творения Им нового мира после вселенской катастрофы.

Между тем последняя книга Нового Завета, «Апокалипсис Иоанна Богослова» — книга не только великого ужаса, но и великой надежды.

Ведь в ее конце автор «увидел небо новое и землю новую» (Откр 21:1). В ней предсказывается второе пришествие Христа и то, что в решающей битве Бог победит дьявола: «И диавол, обманывающий их, был брошен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучимы они день и ночь во веки веков» (Откр 20:10). Автор видит новый Иерусалим, сходящий с неба, в котором будут обитать Бог с Его народами. В нем Бог «отрет всякую слезу с очей их, и смерти уже не будет; ни скорби, ни крика, ни боли уже не будет, потому что прежнее ушло» (Откр 21:4).

Апокалипсис: Откровение о Новом Небе и Новой Земле
«Апокалипсис (Четыре всадника)». Альбрехт Дюрер, 1498 г.

Если посмотреть на древнегреческое слово ἀποκάλυψις (apokalypsis), то по-русски оно значит «откровение», «открытие», «раскрытие». Образовано оно от глагола ἀποκαλύπτω (apokalyptō) — «открывать», «обнаруживать», «раскрывать».

Таким образом, «Апокалипсис» — это не только откровение о тех ужасах и катастрофах, которые будут сопровождать гибель этого мира, но еще и открытие или раскрытие того нового, что уже никогда не прекратится. И, ведь если вдуматься, когда в молитве «Отче наш» мы говорим «да придет Царствие Твое», мы тоже призываем наступление апокалипсиса. Так и «Откровение Иоанна Богослова» заканчивается словами: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр 22:20).

Удивительный парадокс «Апокалипсиса» состоит в том, что, хотя он и призван раскрыть будущее, сделав его явным, но на самом деле является одной из самых загадочных и сложных книг, написанных за всю историю человечества,

если не самой загадочной и сложной книгой вообще. Наполненная таинственными образами и символами, рассказывающая об ужасающих событиях, которые идут сплошной чередой одно за другим, она крайне трудна для понимания. Ее пытались толковать выдающиеся умы человечества. Например, великий английский физик Исаак Ньютон (который помимо своих научных занятий был еще и богословом) написал труд под названием «Замечания на книгу пророка Даниила и Апокалипсис св. Иоанна».

Однако «Апокалипсис» слишком труден для толкования, и не существует какой-то общепризнанной его интерпретации, которая поведала бы, какие именно будущие исторические события имеются в виду. Так что неслучайно «Апокалипсис» — единственная книга, которая никогда не читается за богослужением в Православной Церкви. Ведь в древности чтение Священного Писания во время службы всегда сопровождалось его толкованием, а в случае с «Апокалипсисом» это было сделать слишком трудно. Как говорил блаженный Иероним по поводу «Откровения», «в нем столько же таинств, сколько слов».

Впрочем, такая темнота тоже неслучайна. «Апокалипсис» повествует о конце времен. Но мы пока находимся в потоке человеческой истории, и по определению не можем и, наверно, не должны знать, какие именно события и катастрофы положат ей конец. Если бы это можно было бы угадать и просчитать, то как легко было бы «обрести спасение»! Например, выяснишь что земная история окончится, скажем, в 2040 году, смело гуляешь до 2039, и лишь потом каешься — точно в срок.

Очевидно, что «Откровение» было написано не для того, чтобы удовлетворить человеческому любопытству в каком именно году наступит конец света, и кто конкретно из исторических персонажей будет носить то самое число из трех шестерок. Так что бессмысленны гадания, в каком именно году случится конец света.

Одна из главных мыслей «Апокалипсиса» та, что «время близко» — ὁ καιρὸς γὰρ ἐγγύς ἐστιν (Откр 22:10).

Он может случиться в любой момент, и значит в любой момент к этому надо быть готовым. Ведь еще древние философы говорили, что любой день нужно жить так, как будто это последний день твоей жизни.

На заставке: фрагмент фото Oiluj Samall Zeid

0
0
Сохранить
Поделиться: